Православная оккупация. Как Екатеринбургская епархия ставила кресты на карте города и области

0

За 30 лет Екатеринбургская епархия выросла в настоящего монстра недвижимости

«Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Статья 14 Конституции РФ. Оказалось – показалось. Ни одна из мировых религий не может похвастаться такой роскошью и богатством, как православное христианство. Большевики и коммунисты в своё время умерили пыл священников, но сейчас – всё встало на свои места. Пример – Екатеринбургская епархия, по численности недвижимости и богатству где-то даже не уступает УГМК.

Этот текст не требует каких – либо комментариев, кроме, представителей МУГИСО, но и там вряд ли расскажут правду на каком законном основании ушли в распоряжение старинные здания Екатеринбурга, такие как Институт философии на улице 8-е марта и Дом купца Рязанова на Куйбышева. Текст основан на информации из открытых источников и воспоминаниях его автора.

30 лет назад так выглядели примерно все храмы на Урале, сейчас такими они остались в сёлах, но РПЦ они не нужны. Фото: «АРХликбез»

Становлению Екатеринбургской епархии в этом году – 30 лет, только мало кто из ныне верующих об этой дате помнит. Сейчас они думают, что именно они являются движущей общественной силой, векторами умов и инакомыслящие люди, коих большинство, всего лишь – храмогонители. Теперь они не помнят, что колокольные звоны были запрещены, а участие в церковных таинствах осуществлялось по паспорту. Времена изменились, сегодня по паспорту люди выходят на митинги и потом за это платят 10 тысяч рублей, а Церковь может себе спокойно позволить сравнять парк с землёй и выстроить на этой месте храм, даже не спросив жителей Екатеринбурга. Итак… как всё было.

Православная оттепель. 1980-е

Свято-Троицкий собор в 80-е годы. Фото: Znak.com

Екатеринбургская епархия в далёком 1988-м году насчитывала всего 4 храма и 6 приходов. В Столице Урала не закрывалась лишь одна церковь – на Ивановском кладбище. В 1984-м приехал в епархию тогда еще относительно молодой архиепископ Мелхиседек (Лебедев). По сути у владыки не было ничего, кроме храма на кладбище. Вместо Троицкого собора на Куйбышева – Дворец культуры, а вместо Крестовоздвиженской церкви – загон для слона в Зоопарке. В большинстве маленьких городов Свердловской области здания церквей сохранились, но были они тогда кроваво-алого цвета из-за облупленной штукатурки и торчащих красных кирпичей. О крестах и золотых куполах, тогда ещё истинно православные верующие, прекрасно помнящие о репрессиях, и думать не могли. Они собирались в разрушенных храмах, без отопления, без стёкол и просто читали акафисты (тоже служение Богу, но не требующее присутствие иерея). Надо ли говорить, что священников тогда не хватало? Но епархия медленно, но верно вставала на ноги.

«Кольщик, наколи мне купола». Золотые 1990-е

Сейчас в Екатеринбургской епархии не любят вспоминать это десятилетие. Урал вообще славился криминальными разборками и тут ещё необходимо поспорить что было страшнее «Бандитский Петербург» или «Бандитский Екатеринбург». Тогда окровавленные руки бандитов несли не менее кровавые деньги в храм, кто-то из них замаливал свой очередной грех и преступление заповеди «Не убий», а кто-то – попросту «отмывал» свой незаконный капитал. Жертвовал на храм определенную сумму, часть которой оставалась в церкви, а другая часть возвращалась к жертводателю. Теперь это называется просто – «откат».

Покровский собор в Камышлове внутри восстановили быстрее, чем снаружи. Фото: sobory.ru

В том далёком 90-м в возрасте 9 лет я в первый раз понял, что Церковь не так уж и бедна, как представлялась верующим и просила «копеечку» на восстановление храма. Прабабушка, что привела меня в Покровский собор в Камышлове (тогда это собором нельзя было назвать, снаружи всё та же развалина), но внутри ремонт сделали буквально за год с 1989 – 1990-й, отдала меня в пономари (помощник священника во время богослужения) и купила мне халат, обыкновенный чёрный халат. Она попросила у настоятеля протоиерея Валерия Шилова денег за эту покупку, сказала, что из пенсии потратила, он молча достал из кармана пачку сиреневых 25-ти рублёвок с Ильичом и червонцев, пробежался по хаотично сложенным купюрам и подал ей всё-таки 25 рублей одной бумажкой. Тогда для меня это было первым шоком, но… всё познаётся в сравнении.

Вместе со мной росло и богатство Екатеринбургской епархии. В те годы её возглавлял епископ Никон (Миронов) именно из-за него верующие не любят их вспоминать. Церквям запрещено было закупать свечи и товар на стороне, необходимо было всё брать на епархиальном складе, можно в долг, но с обязательной отдачей, никаких поблажек. Бизнес – он и в Церкви бизнес.

В Екатеринбурге появились два первых монастыря. Всемилостивого Спаса на Елизавете и Ново-Тихвинский. Оба – под крышей игумена Авраама (Рейдмана). Эти обители богатели буквально на глазах. У монахов в кельях были даже установлены кондиционеры (для тех лет – диковинка), а сам отец Авраам ходил в кресте из чистого золота, он даже и не скрывал это, говорил, что друзья подарили. Впрочем, его друзья и жертвователи также носили золотые кресты, но чуть поменьше, чем у игумена, а вместо рясы – малиновый пиджак. Кстати, многие потом эти пиджаки сменили на казачью форму. Схема отмыва «Бог подал» описана чуть выше.

В 90-е в монастыре Всемилостивого Спаса монахи жили в кельях с кондиционерами, Фото: wikimapia.org

Тогда епископ Никон (Миронов) призвал отца Авраама делиться с Епархиальным управлением, но игумен с говорящей фамилией (Рейдман) пошел по другому пути. Он сформировал оппозиционную коалицию из священников (некоторые до сих пор служат и здравствуют) и… появился знаменитый гей-скандал. Сейчас это называется чёрный пиар, но православные батюшки им тогда овладели хорошо. А могли бы просто застрелить, но тогда епископ Никон из «гея» вошёл бы в статус священномученика.

Разгуляй, душа! 2000-е

Именно в это время Екатеринбургская епархия обрела свой расцвет. В 1999-м году опального епископа Никона (Миронова) от греха подальше перевели в Москву в один из монастырей, на кафедру патриарх Алексий II назначил тогда ещё архиепископа Викентия (Мораря). При нём: и Храм-на-крови, и восстановленный Троицкий Архиерейский собор на Куйбышева, даже место, где раньше жил слон – Крестовоздвиженский монастырь уже обрёл золотые купола. Большинство церковных зданий возвратили обратно РПЦ и даже не церковные тоже. В монастырях – интернет, сотовая связь, а кондиционерами, что были раньше только в кельях Всемилостивого спаса, монахов уже не удивить.

Даже в некогда Богом забытом Верхотурье, восстановлены несколько храмов Свято-Николаевской обители. Казалось бы, вот еще вчера там висела колючая проволока и стояли детские шконки (во времена Советской власти там была колония для детей).

Вроде бы всё, свобода вероисповедания, служи – не хочу, но теперь Церкви всё мало.

Жадный православный Екатеринбург. Наши дни

Сейчас даже подсчитать количество действующих церкве в Столице Урала сложно, но сначала о светских зданиях, которые чудесным Божьим промыслом стали церковными.

Так одно из первых зданий, отжатых епархией – детский сад на улице Вали Котика 13А, некогда там было Духовное училище, которое после приобрело статус семинарии. Сейчас там располагается Музей святости. Это при том, что детских садов в районах не хватает и многие родители зачастую возят детей в другие районы Екатеринбурга. Зато президенту отчитались, что проблему с нехваткой мест решили. Музей – дело богоугодное, вещь очень нужная. Саму же семинарию перевели в новое здание, выстроенное на территории Епархиального управления, однако, церковных чиновников сейчас ничуть не меньше, чем светских и для семинарии построили новое здание у Троицкого собора на улице Розы Люксембург.

Новое здание семинарии в Екатеринбурге. Фото: соцсети

Там же по соседству на улице Куйбышева в старинном особняке «Доме купца Рязанова» разместился Православный информационно-библиотечный центр. Как он на самом деле достался РПЦ и зачем этот центр нужен в центре Екатеринбурга – остаётся загадкой.

РПЦ отдали и старинные здания в Столице Урала. Фото: соцсети

В Столице Урала также поставили крест и на Институте философии, действительно, зачем нам храм «Матери всех наук», когда там необходимо организовать православный театр, детские кружки и часовню. Это здание раньше принадлежало Ново-Тихвинскому женскому монастырю, тому самому, где год назад просто снесли старую церковь по программе «Восстановление».

«В 2017 году в 195 общинах Екатеринбургской епархии – 312 храмов, часовен и иных молитвенных помещений (храмов канонической архитектуры – 173). Юридическую регистрацию имеют 238 приходов, подворий и монастырей. В епархии 8 монастырей (4 мужских, 4 женских). Служение совершают 315 священников и 64 диакона. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем. Сегодня в Екатеринбургской Епархии 19 благочиннических округов, включая монастырский. Кафедральный город Екатеринбург разделен на 5 округов. В 194 храмах Божественная литургия совершается чаще, чем раз в неделю, в 21 — раз в неделю, в 36 — реже, чем раз в неделю, но не менее чем раз в месяц, в 12 — реже, чем раз в месяц», – значится на сайте Екатеринбургской епархии.

Из кладбищенского храма Ивановская церковь превратилась в религиозную ВИП-зону

В Екатеринбурге сегодня действуют 79 храмов и часовен, 80-й строится в Академическом в честь лекаря последнего русского царя доктора Боткина, также только на территории города 3 монастыря. И опять верующим мало, теперь они хотят собор в честь Святой Екатерины вместо парка у Театра Драмы и еще решили отжать четыре здания вполне работающих колледжей для своих нужд.

Остаётся понять одно – учил ли Христос такой жадности и сребролюбию? Или «Новый Завет», как и «Конституция РФ» – лишь свод не законов, а рекомендаций, который пылится где-то в тёмном ящичке шкафа.

Дмитрий Фоминцев

Поделиться

Комментарии закрыты.