Представитель Рамзана Кадырова в Свердловской области Салаудин Мамаков рассказал ИА TochkaNews.ru о межнациональных отношениях, вопросах и проблемах мусульманской веры, экстремизме и вербовке в запрещенный в России ИГИЛ. Уточнил, зачем нужна Соборная мечеть в Екатеринбурге и о шансах Кадырова стать президентом России.
Чеченская диаспора… сколько человек? За что отвечает?
У меня немного устаревшие данные. По данным миграционной службы на Урале проживает порядка полутора тысяч человек. В основном, многие задействованы в строительном бизнесе и в торговле. Тех, которые занимаются крупными делами очень мало. Вообще Чечню и Средний Урал многое связывает, заключено межправительственное соглашение в 2005 году еще со времен Росселя и оно по сей день успешно работает, также успешно действует межпарламентское соглашение. Представители Законодательного собрания ездили в Чеченскую республику и здесь часто принимают гостей из Чечни. Есть ряд компаний, в основном медицинских, которые в республики открыли свои представительства и успешно там работают. В Чечне открыта «Клиника Герасимова», Центр лечения боли, есть компания «Медма», она одна только инвестировала в экономику республики около ста миллионов.
Сразу к острым вопросам – межнациональные и межконфессиональные моменты…
Кто бы что ни говорил, но это очень важные вопросы. Я часто бываю в Чеченской республики и вижу как там решаются вопросы межнациональной политики. Там даже в правительстве работает много русских, там представлены практически все религии и сейчас там в плане межнациональной обстановки все мирно, да и межконфессиональные проблемы абсолютно отсутствуют. Это вообще яркий пример того как надо дружно жить и развиваться.
А на Урале?
А вот тут такие проблемы есть и их стараются замалчивать, их стараются не видеть, но они есть. В Чеченской республике тоже много направлений у мусульман, но тем не менее – одно духовное управление, один муфтий, одна политика, которая ни коим образом не идет вразрез с политикой России и с Центральным духовным управлением мусульман. А здесь я смотрю и поражаюсь, когда вижу пять или шесть духовных управлений мусульман только в области. Ну зачем их столько? Для чего они? Ну если вы существуете, то ведите какую-то работу. Абсолютно никакой работы с верующими не ведется. Да и проблема религиозного экстремизма есть в области. Я бы посоветовал уральским муфтиям не сидеть у себя в мечетях, а выйти в народ и посмотреть какая политика сегодня в этом отношении. Есть тревожные симптомы, которые срочно надо решать. Необходимо муфтиям объединяться и идти под единым флагом., но никто этого не хочет делать.
И какое из этих шести управлений уральским чеченцам ближе?
Ну мы остановились на духовном управлении под руководством Артура Хазрата, мечеть Верхней Пышмы, вот мы с ним работаем. Он, кстати, в ноябре встречался с муфтием Чечни, у них подписано соглашение о сотрудничестве и теперь все свои религиозные мероприятия мы, чеченцы, проводим на территории Верхней Пышмы в Медной мечети. Вообще у нас, мусульман, одни цели и одни задачи – сохранение межнационального и межконфессионального мира и согласия в Свердловской области.
Как можно объединить все эти муфтияты на Урале?
Ну вот сейчас ведется дискуссия о целесообразности строительства Соборной мечети. Эта идея созрела давно и вот сейчас через Артура Мухутдинова и его тесного диалога с губернатором Свердловской области этот вопрос решается. Конечно, есть противники ее строительства, причем, даже среди религиозных руководителей, они просто боятся за свое собственное существование, держатся за свое духовное управление. Кстати, проект мечети уже согласован и землю обещают выделить на Сортировке. Конечно, Соборная мечеть будет не такая большая как в Грозном, размером она будет примерно как в Верхней Пышме. Хорошая, красивая мечеть. У нас в регионе примерно полмиллиона мусульман и такая мечеть просто необходима.
Запрещенная в России организация ИГИЛ… на Урале вербуют? Как боретесь? На Ямале и в Югре эта проблема стоит особенно остро.
Не знаю как у соседних регионов и не могу за них говорить. Могу сказать за чеченцев, которые здесь проживают, что мы, как никто другой, знаем цену миру, знаем цену спокойствию. В рамках поручений главы Чеченской республики, героя России Рамзана Ахматовича Кадырова нами здесь проводится огромная работа с уральскими чеченцами в плане недопущения религиозного экстремизма, в плане профилактики и предупреждения ваххабизма. В основном же упор делается на молодежь сейчас и мы в ответе за нашу чеченскую молодежь и мы должны сделать все, чтобы уберечь их от уходов запрещенный в России ИГИЛ. Мы часто собираемся в мечетях и объясняем молодежи, что ни в каком священном писании не говорится о призывах массового убийства людей. Кстати, мы часто встречаемся и с осужденными чеченцами, которые находятся здесь в колониях, часто беседуем с ними.
О Рамзане Кадырове, его жесткости. Некоторые СМИ пишут, что народ притесняет…
Сейчас против России, в целом, развернута ожесточенная информационная война. Ни для кого это не секрет. И то, что сегодня стараются писать о Чечне и о Рамзане Кадырове… я бы вообще порекомендовал многим нашим губернаторам поехать на курсы повышения квалификации в Чеченскую республику и научится у Рамзана Ахматовича как нужно управлять регионом и как нужно выстраивать межнациональную политику. Ведь у нас в послевоенный период было разрушено все, вся инфраструктура. Он за этот срок сумел возродить всю республику. Теперь Грозный – один из самых красивейших городов Северного Кавказа. СМИ почему-то не пишут о том, что в региона приезжает сегодня масса туристов. Чечня сегодня самый гостеприимный регион.
Кадыров мог бы стать преемником Путина? Какие у него шансы?
Думаю, что 100 % шансы были бы. Его не только Чечня поддерживает, я бываю в многих регионах и везде смотрю, что многие восторженно отзываются о нем. Он душой болеет не только за Чеченскую республику, но и за всю Россию в целом.
Дмитрий Фоминцев