Благодаря оппозиционерам, тема молодежной политики стала одной из ключевых в региональной и федеральной повестках. Говорить о значимости работы с молодыми людьми взяли за правило все – от президента до депутатов даже самых маленьких муниципалитетов. Что касается молодежной политики в Свердловской области – она вроде бы есть и в то же время ее нет. Подробности – в материале TochkaNews.
Не селфи ради, дела – для
В середине февраля прошли выборы в молодежный парламент Свердловской области. Это совещательный орган при Заксобрании, копирующий его структуру, но обладающий исключительно совещательными функциями. По итогам голосования победу снова одержала «Молодая Гвардия». Молодежный избирком отчитался о 110 тысячах человек, принявших участие в голосовании. Кроме того, как отмечали в избиркоме, на «депутатские» мандаты претендовали в общей сложности 458 кандидатов в возрасте от 16 до 30 лет. Уже было проведено первое – организационное – заседание, на котором был избранпредседательнового созыва, им стал руководитель аппарата регионального отделения «Молодой Гвардии» Станислав Масоров. Также молодые парламентарии определились с его заместителями и главами комитетов. Сразу отметим, что депутаты из «Молодежки» не принимают законы. Их задача – направлять инициативы в ЗакСо, которые, вероятно, рассмотрят «взрослые». Однако, чаще всего молодежный парламент отчитывается не законопроектами, а мероприятиями и форумами. С этим и связана большая часть предъявляемых к ним претензий. Станислав Масоров согласился с посылом и заявил о намерении изменить ситуацию.
«С одной стороны, причины недовольства парламентом некоторых представителей общественности мне вполне ясны. С другой стороны – нужно понимать, кто наши депутаты. Это преимущественно студенты, которые объективно не могут разрабатывать и писать законы. Новый созыв, я уверен, будет работать более продуктивно и интенсивно. К тому же предыдущим составом было сделано многое для того, чтобы мы могли улучшать работу парламента», – прокомментировал он.
В только что сформированном созыве парламента есть депутаты, предлагавшие существенно поменять его работу, расширив полномочия. В противном случае, смысл в существовании органа теряется. С этой идей выступил на первом заседании нового созыва депутат молодежного парламента от ЛКСМ Денис Курочкин, претендовавший на пост спикера. Его коллеги посыл не оценили.
Глава комитета Заксобрания по молодежной политике Елена Чечунова отмечает, что молодежный парламент нужен для того, чтобы «каждый молодой человек нашел свое дело по интересам»:
«Я зачастую сталкиваюсь с отрицательными мнениями о том, как работает парламент. А потом оказывается, что просто нет информации о том, что он делает и как он работает. Поэтому нужно эти вещи отделять. Если кто-то, критикуя, знает, как работает молодежный парламент, и имеет предложения – это одна позиция. А если человек просто не слышал и говорит о том, что он [парламент] неэффективен – это другая позиция», – рассказала она, подчеркивая, что молодежный парламент «не предполагает воспитание и взращивание будущих депутатов».
По словам Чечуновой, задача у него другая – «познакомить с работой законодательных органов, чтобы молодежь понимала, как работает система власти <…> и как можно с ней взаимодействовать».
«Помимо этого, ребята проходят школу общения, коммуникации, работы в команде. <…> И это вовсе не значит, что эти люди идут в политику. Они проходят двухгодичную школу. И, с точки зрения повышения эффективности, я бы покритиковала их работу. Многие о них просто не знают, и это, на самом деле, неправильно. С этой точки зрения им, действительно, есть над чем работать», – подчеркнула депутат.
Фактическое большинство в парламенте, как отмечалось выше, вновь принадлежит «Молодой Гвардии» – молодежному крылу «Единой России». Это крупнейшая молодежная общественно-политическая организация в стране и, соответственно, в области. Региональное отделение МГЕР возглавляет Артем Николаев – экс-председатель парламента.
До его прихода развитие отделения было поставлено на паузу. По словам единороссов ситуация стала улучшаться, когда к руководству в отделении пришел Николаев, бывший в команде предыдущего руководителя Олега Мочалова. По его словам, почти за год в регионе было открыто 28 местных ячеек (к концу 2016 года их было 8), в 15 раз (со ста человек до 1500) увеличилось количество членов организации. Это существенно отразилось на карьерных перспективах Николаева. В ноябре прошлого года он вошел в политсовет регионального отделения «Единой России», в декабре стал членом избирательного штаба Владимира Путина в Свердловской области, в конце марта вошел в оргкомитет партии по работе на выборах депутатов Гордумы Екатеринбурга. Источники в партии связывают перспективы Николаева с выполнением электоральных задач, «спускавшихся из департамента внутренней политики и центрального исполкома ЕР». В октябре «самый молодой политик области» заявлял о намерении избраться в городской парламент, не скрывает этого намерения и сейчас.
Социальный лифт… пока вниз
«Молодежный дублер» есть не только у Законодательного собрания. Молодежное правительство появилось в 2010 году (на год раньше парламента). По своей структуре оно дублирует «взрослое» правительство – в молодежный кабмин входят 18 министров и восемь заместителей председателя МПСО. Все они попадают в молодежное правительство на конкурсной основе. В том числе и председатель, осенью прошлого года им стал Евгений Кожухов. Однако, по информации анонимного телеграм-канала «Ельцин неЦентр» (посвященного молодежной политике региона), реальными руководителями молодежного кабминадо сих пор остаются прежние председатели – ставленник Дениса Паслера Александр Саломатов и Ольга Степченко (за которой закрепилась репутация «распильщицы грантов»). К слову, по информации источника в правительстве, автором телеграм-канала является Виктор Козлов – молодой екатеринбургский блогер, приближенный к молодежному правительству.
Основная работа молодежного правительства – реализация проектов, с которыми каждый из министров приходит в кабмин. Однако по этой части возникает больше всего вопросов, касающихся в основном того, что до завершения доводятся далеко не все проекты, представляемые на старте работы каждого созыва. Само правительство отчитывается о реализованных за семь лет 50 проектах (хотя сам председатель может рассказать лишь о двух) и более чем 300 мероприятиях с общим охватом в миллион человек.
В молодежном правительстве также есть кадровый резерв, позиционирующий себя как «молодежная команда региона».
«В самом начале, когда меня пригласили, я искренне хотел помогать [правительству] развиваться, <…> но личная неприязнь одного из руководителей МПСО не позволила мне работать с правительством дальше. <…> Реальных действий нет. Реальной пользы нет. МПСО позиционировало мой проект как один из своих проектов. В общем атмосфера тошнотная, не для действий. Я знаком с теми министрами, которые реально работают. Говорят, что кто-то из них ушел. Некоторые собираются уйти», – говорит собеседник, близкий к молодежному правительству.
Комментируя работу кадрового резерва, он отмечает, что «в нем никогда ничего не происходило, кроме приcутствия [на мероприятиях правительства] в качестве массовки».
«Один раз собрание кадрового резерва специально устроили во время одного из мероприятий, чтобы сделать иллюзию наполненности на этом мероприятии», – рассказывает источник.
Однако, председатель молодежного правительства упорно подчеркивает значимость резерва.
«Это социальный лифт, который позволяет молодым ребятам реализовывать проекты во всех сферах жизни и впоследствии устраиваться в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в коммерческие структуры», – говорил председатель Евгений Кожухов осенью прошлого года.
Отвечая на вопрос о выделяемом молодежному правительству бюджете, он заявил, что «бюджета нет». Однако, как сообщили источники в кабмине, деньги все-таки выделяются. Один из них даже назвал точную цифру – 100 тысяч рулей в год. Но где и кем – кураторы из Департамента молодежной политики региона об этом не распространяются.
Работать с молодежью – не ленточкой трясти
В ноябре 2016 года глава региона Евгений Куйвашев своим указом создал отдельную структуру для работы с молодежью – Департамент молодежной политики. Новый орган в правительстве возглавила олимпийская чемпионка афинских Игр по художественной гимнастике Ольга Глацких. С 2011 по 2015 годы она работала в Гостранснадзоре, через год, в 2016-м, пыталась избраться в областной парламент, однако проиграла выборы.
До реформы за взаимодействие с молодежными общественными организациями отвечали ГУБ СО «Региональный центр патриотического воспитания», который возглавляет ветеран Афганской войны Игорь Родобольский, и ГУБ СО «Дом молодежи», находящийся под контролем Лейлы Расуловой. На основе этих организаций и был создан Департамент молодежи. Без конфликтов и публичной критики «ветеранов» процесс создания новой структуры (и, соответственно, передела сфер влияния) не обошелся. Яркий пример напряженных отношений – обсуждение поправок в закон о молодежи в ноябре прошлого года. Тогда глава «Дома молодежи» пыталась «выбить» дополнительный бюджет на студотряды, и вот тогда Глацких обошла Расулову на денежном повороте, да так, что последняя с трудом сдерживала эмоции.
Кстати, работа по патриотическому воспитанию молодежи в регионе не раз подвергалась жесткой критике со стороны властей. Так полпред в УрФО Игорь Холманских не раз кричал благим матом на гимнастку, ставшую неожиданно чиновницей регионального уровня.
Не обошлось без казусов у экс-спортсменки, ответственной за уральскую молодежь, и в столице. В середине марта там состоялся форум «Россия – страна возможностей», на котором присутствовала внушительная по численности делегация из Свердловской области. В закрытом режиме Глацких на форуме провела встречу с отдельными представителями «активной молодежи». По информации собеседника из правительства, на встрече глава департамента призвала разрабатывать проекты по организации крупных межрегиональных форумов в формате форсайт-сессий. Идея была воспринята скептически. В качестве обоснования чиновница привела аргумент, в вескости которого едва ли у кого-то возникли сомнения – на это будет выделяться бюджет. Бюджетные средства как самоцель – новая веха в работе государственных ведомств в условиях сокращающегося финансирования программ?
«Требуется перезапуск»
Оценивая работу молодежных парламента и правительства, руководитель Свердловского отделения «Деловой России» Александр Трахтенберг говорит, что они «должны быть встроенными в текущую политическую, хозяйственную и общественную жизнь региона».
«Их текущие полномочия не совсем соответствуют тому, чем должны заниматься эти два органа. На мой взгляд, молодежное правительство необходимо встроить в работу «взрослого» правительства, и, соответственно, молодежный парламент – в работу Заксобрания. Нужно вернуться к той форме, которую изначально планировал бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель, создавая эти органы. Они должны иметь четко прописанные полномочия. Требуется перезапуск как с точки зрения формы, так и, естественно, с точки зрения функционала», – подчеркнул в беседе с корреспондентом TochkaNews.ru Александр Трахтенберг.
Кроме того, он предлагает включить в список членов правительства Свердловской области главу молодежного правительства, а председателя молодежного парламента назначить вице-спикером ЗакСо или наделить его статусом «постоянного приглашенного» на заседания Заксобрания.
«Должна быть изменена вся нормативная база этих двух институтов, самое главное – следует уйти от статуса «общественная организация». <…> Куратором этих структур не должен быть департамент молодежной политики, и не только по причине неспособности, но и того, что в новом обновленном виде эти две структуры должны отвечать не за молодежную политику, но реальную работу в конкретных сферах», – резюмировал эксперт.
Получается, что в Свердловской области все условия для работы с молодежью созданы, но как ими воспользоваться – не знают ни взрослые, ни дети. Пока же все это напоминает квест с уровнем «слепой котенок».
Сергей Ушаков
Фото: соцсети