Коллекция основных танков союзников СССР по Антигитлеровской коалиции, представленная в музее военной техники УГМК, пополнилась двумя новыми экспонатами: североамериканским средним танком М4 «Шерман» (модификация «Шерман» HVSS), названным в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана, и британским «Кромвелем», получившим свое название от имени английского государственного деятеля и военачальника XVII века Оливера Кромвеля. Оба экспоната размещены на открытой площадке музейного комплекса.
М4 «Шерман» считается одним из самых известных танков Второй мировой войны. Он представлен в музейных и частных собраниях и коллекциях по всему миру, с февраля 1942 по июль 1945 года его выпуск составил почти 50 000 единиц, что делает «Шерман» третьим по массовости танком в мировой истории и самой массовой боевой гусеничной машиной США. Порядка 4000 «Шерманов» было поставлено в СССР по программе Ленд-Лиза. Танк союзников принимал участие во многих крупных сражениях Великой Отечественной войны.
«Шерманы» представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, а с 2016 года его модификация М4А4 экспонируется на открытой площадке Музея военной техники УГМК. Однако, несмотря на известность этой машины, наш Музей готов удивить гостей новой «изюминкой» – модификацией «Шермана» М4А2 HVSS – той, которая поставлялась в СССР и принимала участие в боях по разгрому милитаристской Японии. В этой модификации на классическую шермановскую базу установлена новая башня с более мощным длинным 76-мм. орудием М1, которое приближалось по характеристикам к советской пушке ЗИС-С-53, устанавливавшейся на Т-34-85. Но главной особенностью является глубокая модернизация подвески среднего танка, которая получила обозначение HVSS. Именно это решение повысило надежность танка и обеспечило долгую жизнь «Шерманам», которые с новыми типами пушек и башен служили в разных странах вплоть до середины 70-х гг. ХХ века», – рассказал заместитель музея военной техники УГМК Кирилл Якимов.
Как отмечают сотрудники музея военной техники УГМК, средний танк — «Cruiser Mk. VIII Cromwell» считается лучшим английским танком Второй мировой войны, однако, по оценкам многих историков военной техники, он явно уступал близким по классу танкам союзников – и советской «Тридцатьчетверки», и американскому «Шерману».
«Парадоксально, но практически с самого начала его производства, с середины 1943 года, «новый» танк уже серьезно устарел. Он собирался «по старинке» в традициях Первой мировой войны: листы катанной и достаточно толстой брони (32 — 76 мм.) крепились на заклепках и болтах к каркасу практически вертикально, без рационального наклона. Небольшая масса 27,5 тонн позволяла развивать танку хорошую скорость до 60 км/ч, но узкие гусеницы приводили к большому давлению на грунт и ухудшали проходимость. А 57-миллиметровая пушка еще могла при определенном стечении обстоятельств одолеть «Пантеру», но оказывалась бессильной против брони «Тигров», – рассказал Кирилл Якимов.
В Советский Союз в порядке ознакомления англичане направили 6 «Кромвелей», однако об их применении на фронте ничего не известно.