Фонарики «от фонаря». УФАС внепланово проверит мэрию Челябинска

0

Корреспонденты ИА TochkaNews обнаружили очередной бардак в госзакупках

Этой осенью управление муниципальных закупок мэрии объявило закупку на «выполнение работ по монтажу объемно-пространственных композиций» (на 69 млн рублей) и «выполнение работ по монтажу «Светового потолка» на Кировке (цена понижена со 124 млн. до 86 млн рублей). Ранее новость о дорогостоящих «фонариках» вызвала возмущение челябинцев: люди эту идею чиновников сочли бессмысленной тратой бюджета в период мобилизации граждан. В ответ администрация слегка поумерила свои запросы, но от скандальной закупки окончательно не отказалась. Ну, ничего поделать с собой не могут, тяга к прекрасному, она такая!

В результате установка праздничных гирлянд обойдётся бюджету в 155 миллионов рублей. Заказчиком выступает МБУ «ЭВИС», а победителем в обеих случаях оказалось ООО «Компания Омега» из Санкт-Петербурга. Это очень интересный факт. Дело в том, что «Омега» по невероятному стечению обстоятельств выигрывает почти все тендеры Комитета дорожного хозяйства и МБУ «ЭВИС».

Надо же случиться такому невероятному везению и совпадению!

Корреспонденты ИА «ТочкаНьюс» насчитали 5 контрактов между «Омегой» и КДХ на общую сумму более 425 миллионов рублей, плюс еще 7 контрактов с МБУ «ЭВИС» — на общую сумму почти 400 миллионов рублей. Итого – более 800 миллионов рублей.

Самое интересное в новогодних закупках – это их формулировка. Смотрите: не «поставка гирлянд», а «выполнение работ по монтажу». По сути, это договоры подряда, хотя речь идет о договоре поставки дорогостоящих световых конструкций и их монтажу. При этом понятно, что стоимость монтажа изначально должна быть ниже стоимости закупки.

Но никакой разбивки в контракте мы не видим: есть монтаж гирлянд, а где стоимость самих гирлянд, откуда они, какого качества, из чего изготовлены? В контракте на 69 млн рублей фигурирует «монтаж световой скамьи» аж на 6 млн рублей: где тут стоимость монтажа, а где самой скамьи, неясно. Во втором контракте на установку «светового потолка» и вовсе нет никакой разбивки – вешай любое барахло! Если лампочки раньше срока перегорят или сломаются, чиновники мэрии Котовой всегда смогут свалить вину на «неизвестных провокаторов», воров или вандалов.

Помните, как в прошлом году челябинцам пытались подсунуть светящихся китов с Али-экспресса за 10 миллионов рублей из арматуры и пластиковых стяжек? А может просто в этом году чиновники стали хитрее? И под видом дорогостоящих монтажных работ хотят провести закупку очередной дешевой мишуры? При этом требования к качеству «мишуры» в контракте не прописаны, значит, можно втюхивать любую китайскую подделку?

Вопрос: как эти световые конструкции будут поставлены на баланс муниципалитета, если их стоимость (каждой конструкции) не объявлена как отдельная товарно-материальная ценность, а уже «включена» в стоимость монтажа?

Мнение юристов:

Как представляется, подмена типа договора (со смешанного или договора поставки на договор подряда) связана с целью ухода заказчика и исполнителя от гарантийных обязательств применительно к световым конструкциям, их сертификации. Так, в контрактах нет ни слова о необходимости сертификации поставляемых и устанавливаемых конструкций (ветрозащита, пожаробезопасность, защита от ультрафиолета, вандалоустойчивость, соответствие ГОСТ и пр.), несмотря на то, что 90% стоимости подобных контрактов составляет именно стоимость поставляемых материальных ценностей. 

Подозрение вызывает и падение начальной минимальной цены контракта (НМЦК) по закупке на монтаж «светового потолка». По мнению специалистов, падение итоговой цены на треть – со 124 млн. до 86 млн. рублей — говорит о намеренном изначальном завышении начальной стоимости со стороны заказчика – МБУ «ЭВИС» и вероятном коррупционном интересе.

Мнение юристов:

 Такое падение от первоначальной цены может означать произвольно установленную заказчиком НМЦК с учетом сверхприбыли исполнителя и вероятных «откатов» заказчику. Отметим, что ранее МБУ «ЭВИС» уже привлекалось Федеральной антимонопольной службой РФ и КРУ Челябинска к административной ответственности за произвольное установление НМЦК по муниципальным закупкам, в частности, закупке по разработке документации по ливневой канализации Челябинска. Интересно, что все три участника закупки по монтажу «светового потолка» снизили цену плюс/минус одинаково с поправкой на несколько тысяч рублей (что, с учетом первоначальной цены контракта в 124 млн., как минимум нереально – если не принимать во внимание возможность сговора участников). Ничем иным, кроме как сговором, невозможно объяснить падение цены контракта на треть до фактически одинаковых сумм тремя независимыми участниками одновременно.    

Вся история со снижением цены сильно смахивает на ценовой сговор — когда участники аукциона заранее согласовывают действия, чтобы выбрать конкретного победителя. То есть торги становятся лишь иллюзией какого-либо «соревнования»: исполнитель уже известен. А это уже серьезно, так как может стать основанием для уголовного дела по статье 178 УК РФ «Ограничение конкуренции». Ну и сам контракт в этом случае должен быть отменен.

 Смотрите, какая занятная схема: находится какая-то контора из Питера, через неё проводят почти миллиард бюджетных рублей через старые добрые КДХ и «ЭВИС» (привет Ринату Кучитарову и его многочисленным братишкам). Далее происходит то, что сильно смахивает на ценовой сговор – популярная схема для победы «своего» подрядчика.

Вместо того чтобы поставлять конкретную продукцию – оформляют договорчики на «монтаж» и «установку». В результате «светяшки» на баланс не ставят (а зачем, они же нигде в контракте не прописаны). В итоге никто ни за что не отвечает, качество продукции никто не гарантирует. Денежки освоены, а горожанам остается зажмуриваться от сверкающей мишуры, имитирующей новогоднее настроение. Но праздники проходят, чиновники остаются с освоенными миллионами, а город – с дырой в бюджете.

По итогам столь тщательного расследования мы обратились с официальным запросом в Челябинское УФАС. В ответ антимонопольная служба объявила о внеплановой проверке, назначенной на 2 ноября. Приглашены представители МБУ «ЭВИС» и Управления муниципальных закупок администрации Челябинска, они обязаны предоставить всю документацию по закупкам новогодней иллюминации. Тут очень хочется отметить заместителя руководителя УФАС Владу Ливончик, именно она инициировала проверку спорных контрактов после сигнала журналистов. Так что пока Новый год для чиновников Челябинска под большим вопросом.

Редакция ИА «ТочкаНьюс» благодарит УФАС по Челябинской области и лично руководителя управления Анну Козлову за оперативную работу и непредвзятую позицию!

Поделиться

Комментарии закрыты.