Три кита экобезопасности, или Держись за авось поколе не сорвалось

0

В настоящее время Россия является не самой экологически чистой страной. Одна из основных причин сложившегося положения — выбросы в атмосферу наиболее опасных элементов таблицы Менделеева. Вредные частицы разрушают озоновый слой и вызывают кислотные дожди, которые, в свою очередь, отравляют почву и воду. Для людей последствия этого «круговорота» весьма ощутимы — сердечно-сосудистые заболевания, рак, и как итог — преждевременная смерть. Кто именно загрязняет воздух, все мы прекрасно знаем — это промышленные предприятия, благодаря которым Россия, по идее, должна господствовать в разного рода экономических рейтингах. Но господствует она почему-то совсем не там, где надо.

Давайте смотреть правде в глаза: для большинства наших граждан показатели выплавки чугуна и темпы промышленного роста — это такие же абстрактные категории как смысл жизни и ипотека под 0% годовых. А вот проблемы со здоровьем — это то, с чем приходится иметь дело каждый день, здесь и сейчас.

Кто должен защищать право россиян дышать чистым воздухом и пить чистую воду? Для исполнения этих функций в нашей стране есть Роспотребнадзор, Росприроднадзор и Природоохранная прокуратура. Это три кита, на которых держится экологическая безопасность страны. Три линии обороны наших граждан в борьбе за право не отдавать свою жизнь за то, чтобы владельцы заводов-газет-пароходов занимали верхние строчки в списках Forbes.

Роспотребнадзор. Официально именуется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Ключевое слово здесь — «благополучие». Возможность жить в нормальных условиях, а не на свалке, является неотъемлемой частью этого самого благополучия. Росприроднадзор призван контролировать сферу природопользования и реагировать на тех «пользователей», которые подвергают окружающую среду «негативному техногенному воздействию». Природоохранная прокуратура следит за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды.

Принцип работы этих органов совсем не сложен. Начинается все с проведения плановых и внеплановых проверок на разного рода предприятиях. Если выявляются какие-либо нарушения, то выдается предписание об их устранении. Если собственник не понимает с первого раза, то в ход идут акты о привлечении к административной ответственности. Конечно, если причастные не согласны с таким положением дел, то они могут обратиться в суд. Однако, по данным открытых источников, в 90% случаев Фемида подтверждает правоту госорганов.

В стране имеется ряд классических примеров воздействия на отдельные предприятия, что без должной ответственности относятся к экологической безопасности. Так, в декабре 2005 года «Евроцемент груп» — крупнейшему производителю цемента — пришлось расстаться с 276,9 млн рублей (беспрецедентная сумма!). Правда, главным действующим лицом в этой истории являлся Ростехнадзор, однако пример в целом показывает, насколько масштабными могут быть последствия для нарушителей.

В 2014 году длинная рука закона дотянулась и до казалось бы неприкосновенной «Газпром нефти». Роспотребнадзор возбудил тогда административное дело по факту загрязнения воздуха на востоке Москвы нефтеперерабатывающим заводом вышеупомянутой компании. Это говорит о том, что надзорные органы при желании, могут вести себя как медоеды — зверьки, способные в одиночку вести схватку против нескольких львов, есть королевских кобр и периодически драться с леопардами.

Однако, бывают и обратные ситуации — госорганы ломают зубы о решения судов, что выносятся почему-то в пользу нарушителей. Так произошло в случае с уральской группой компаний «Форэс». С 2015 по 2019 годы группа семь раз оспаривала в судебных инстанциях предписания, вынесенные госорганами, и в каждом случае выигрывала дело (например, здесь и здесь). Так, претензии Росприроднадзора были отклонены исключительно по формальным основаниям: ведомство-де не провело самостоятельную проверку, а, соответственно, и не вправе было выдавать соответствующие предписания. Выглядит подозрительно. Особенно в свете примеров, приведенных несколькими абзацами выше.

Что это? Коррупция в судебной системе? Или вопиющая некомпетентность Роспотреб- и Росприроднадзора?

Давайте разберемся. Уместным будет вспомнить, что Росприроднадзор может не только проводить проверки и сопутствующие мероприятия, но и имеет право обращаться в суд с исками о возмещении вреда окружающей среде. Учитывая, что нарушения со стороны Форэса носят длительный характер, ведомство с подобными исками не обращалось. А ведь могло бы…

Отличился в этом смысле и другой надзор — Роспотреб. Так, в 2018-2019 годах в Сухолжском городской суде имело место несколько разбирательств между госорганом и Староцементным заводом, что входит, опять же, в ГК «Форэс». Решения (от 22 марта, 19 мая и 16 июня 2019 года) были вынесены не в пользу ведомства, причем на основании неполной и недостоверной информации, которую предоставил сам завод. В частности, он утаил наличие загрязняющих веществ в составе щебня, хотя такая информация содержалась в свободном доступе. По логике вещей, Роспотребнадзор должен был первым делом обжаловать подобное решение в вышестоящем суде. Но этого сделано не было. Почему?

Бездействие представителей надзорных органов в данном случае можно определить как халатность. То есть, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Что за это может грозить? Статья 293 УК РФ дает на этот счет исчерпывающую информацию — исправительные работы на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Однако, если при этом был причинен крупный ущерб (например, ущерб экологии), то наказание уже куда более суровее — штраф 200-500 тыс. рублей, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Или давайте представим, что по причине бездействия надзорных органов вредные вещества — или, скажем, выбросы — с того или иного производства не были устранены. И кто-то из рабочих или местных жителей вследствие этого заболел раком или, что хуже, умер. В этом случае халатность наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. А если умрут два или более человек, то срок увеличивается до семи лет.

С одной стороны, пока, вроде, никто не умер, и слава богу… Но с другой — не зря же говорили на Руси: «Держись за авось, поколе не сорвалось».

«На самом деле в Свердловской области никакой группы компаний «Форэс» не существует. Очевидно, что речь идет об ООО «ФОРЭС», которое в период 2015-2019 гг., пользуясь своими законными правами, действительно оспаривало в судебных инстанциях ряд действий государственных надзорных органов. При этом, как следует из официальной информации на сайте Арбитражного суда Свердловской области, первая судебная инстанция отнюдь не всегда удовлетворяла исковые требования компании. Таким образом, слова «…в каждом случае выигрывала дело…» также не соответствуют действительности. История же тех судебных процессов, в результате которых целый ряд исков ООО «ФОРЭС» был удовлетворен, показывает: она никоим образом не может служить основанием даже для предположения, что «нарушения со стороны Форэса… носят длительный характер». Такое предположение является голословным и в том числе не подтверждено никакими судебными решениями, вступившими в силу. Кроме того, в связи с отсутствием в Свердловской области группы компаний «ФОРЭС» недостоверным является и утверждение, что ООО «Староцементный завод» (СЦЗ), действующее в городе Сухой Лог как самостоятельное юридическое лицо, «входит, опять же, в ГК «Форэс»…» Насколько мне известно, директор СЦЗ направил в редакцию «TOCHKANEWS.RU» собственное письмо о тех недостоверных высказываниях, которые непосредственно затрагивают это предприятие», – рассказал заместитель исполнительного директора ООО «ФОРЭС» по связям с общественностью Андрей Расторгуев.

Действительно опровержение за подписью директора ООО «Староцементный завод» в редакцию пришло:

Поделиться

Комментарии закрыты.