«Про храм-на-драме
Сегодня заседание градсовета при губернаторе по строительству храма-на-драме. Почему обсуждаемый проект плох:
1) Он отбирает у горожан пространство, которое в равной мере могут использовать любые группы жителей города. Сквер — для всех, храм — для избранных. Официальная статистика показывает: в храмы массово приходят в Рождество и Пасху, и то счёт идёт на десятки тысяч человек, не превышающие 60 тысяч в 1,5-миллионном городе. В остальное время храмом пользуется от десятка до 250 прихожан (это статистика от священников). Извините, но математика в данном случае аргумент.
2) Экономика тоже аргумент. Никто ни разу не озвучил, какую проблему города решает этот храм. Никто не показывает, какое обременение по благоустройству прихрамовой территории ляжет на городской бюджет — а это не только уборка, между прочим. Не появились выкладки, как это увеличит поток туристов или хотя бы поломников. Кажется, экономика в данном случае вообще не аргумент для инициаторов стройки.
3) Качество городской среды. Уместность кафедрального храма-новодела возле театра, Хаятта, Белого дома, памятников конструктивизма и классицизма вызывает очень большие вопросы. И понятно, сколько объективных и субъективных ограничений на использование городского пространства в радиусе от храма появится. Посмотрите, гуляют ли сейчас горожане возле храмов? Назначают ли там свидания? Занимаются ли спортом? Скачут ли там скейтеры и проводятся ли концерты, даже уличные? Нет, вокруг храмов безлюдно.
4) Эстетика. Необъяснимо, почему храмы должны строиться в лубочном стиле, из плохих материалов и не учитывая сложившуюся городскую среду. Что мешает предложить проект храма, о котором будут говорить в архитектурных сообществах мира и который, действительно, станет местом притяжения? Денег жалко? Кругозор узкий?
5) Никто ничего не просил. Да, есть община верующих, среди которых есть жаждущие строительства храма. Они до сих пор никак не оформили свой заказ именно в этом месте: ни сбора подписей, ни публичных обсуждений. Они такие же горожане, имеющие права на город. И казалось бы, им проще сформулировать свои желания коллективно. Но с инициативой стройки упорно выступают олигархи и губернаторы, в общем-то и не жившие в этом городе никогда. Нарушается базовый принцип городской жизни — договариваться, вести диалог, искать компромисс.
И еще из области философии. С храмом св. Екатерины всё просто — это так называемая «символическая политика». Храм для «благотворителя» как жест в сторону первоиерархов и вместе с ними в сторону ещё более влиятельных персон. Храм как способ попонтоваться перед другими «благотворителями»: «У меня больше, толще, выше и вообще единственный такой». Храм как символ всевластия в городе: «Я тут хозяин и все эти постройки мои».
Увы, отечественный бизнес остаётся с мировосприятием средневекового крестьянина. А бедные православные просто соблазнены, как Иисус и предрекал. Им кажется, что храм — самоцель, а кем и как построен не важно. Так могут и из рук Антихриста принять, целуя персты и воспевая псалмы. Не все, конечно, но всё же…».