Количество епархиальных управлений, а, соответственно, епископов РПЦ давно уже перевалило не за одну сотню. Реформу по увеличению епархий патриарх Кирилл начал еще в 2011 году. Что это: еще один шаг навстречу пастве или усиление патриаршей власти на местах? Мнение церковников по этому поводу разделились. Однако, каждая епархия платит в Москву ежемесячный оброк, причем, немаленькую сумму. Заодно обогащается единственный в России завод по производству церковной утвари «Софрино». Подробности в материале TochkaNews.ru.
«Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии своем», – сейчас эта фраза при патриархе Кирилле стала звучать намного чаще в русских церквях. Практически каждое патриаршее богослужение сопровождается наречением и хиротонией какого-нибудь архимандрита (иеромонах с максимальным количеством наград) во епископа (высший чин служения), например, Каменск-Уральского. Если раньше в «Журнале Московской патриархии» список Епископата РПЦ с фотографиями умещался на четырех полосах, то теперь таковой вообще перестали печатать, похоже, страниц журнала не хватит.
«Сегодня в РПЦ стало на одного архиерея больше. Епископом Городищенским, викарием Волгоградской епархии стал архимандрит Феоктист (Игумнов), который поедет в город-герой Волгоград присматривать за церковной «поляной». Как правило, викариев себе у Синода выпрашивают сами правящие архиереи, но источники Церквача в Управлении делами Московской Патриархии сообщают, что тут другой случай. Митрополит Волгоградский Герман (Тимофеев) — почтенный и уважаемый иерарх из той же ленинградской никодимовской тусовки, откуда вышли герои недавних публикаций Церквача — митрополиты Ювеналий (Поярков), Лев (Церпицкий), Виктор (Олейник), и сам патриарх Кирилл. Отношения у владыки Германа с местными властями налажены, он почетный гражданин Волгограда, у никодимовцев по-другому и не бывает. Однако, как любит говорить патриарх, «есть проблема». Митрополиту Герману в этом году «стукнет» 81 год, и чем дальше, тем хуже он страдает старческим склерозом. Точнее от этого страдает ближайшее окружение владыки, а он сам чувствует себя превосходно, по принципу «склероз вылечить нельзя, зато о нем можно забыть». В результате недуга митрополита епархия в последние годы предоставлена сама себе. Возможно, это устраивает некоторую часть духовенства, но явно не устраивает Патриархию, которой понадобилась твердая рука поднаторевшего в московских интригах Феоктиста, чтобы как-то разобраться с позабытым хозяйством», – написал накануне телеграм-канал «Церквач».
Екатеринбургская епархия и три «дочки»
Если Волгоградская епархия обзавелась новым викарем (епископ – помощник правящего архиерея), то Екатеринбургский митрополит Кирилл такого помощника лишился. Им был епископ Евгений (Кульберг), который недавно получил Нижнетагильскую кафедру и теперь полноценный хозяин и личных священников командир. Правда, сам епископ Евгений в недавнем интервью телеканалу Вести Урал заявил, что умножение епархий – дело благое.
«Есть в Екатеринбурге хорошая областная больница, но не каждый уралец может доехать до нее. Вот и Церковь живой организм, она стремится быть ближе к своей пастве, поэтому и увеличивается количество епархий, чтобы правящий архиерей в течении года посетил каждый приход и каждую часовню и знал проблемы священников и прихожан», – высказался епископ Евгений (Кульберг).
Но так ли это на самом деле? Вот была одна Екатеринбургская епархия, со своим штатом сотрудников, складом, где каждый настоятель каждого храма Свердловской области обязан был закупать свечи, иконы и всю необходимую утварь, на которой строится бизнес РПЦ. В то же время епархиальное управление платило ежемесячный оброк патриархии. Сейчас на территории Свердловской области четыре епархии: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Каменская и Серовская. Да епископы стали ближе к народу, но «патриарший оброк» никто не отменил. Правда, священнослужители на условиях анонимности говорят, что он стал существенно меньше, но не везде.
«Должок!» или главному нестяжателю РПЦ надо на что-то жить
Из письма читателей в редакцию TochkaNews.ru:
«В период выборов и инаугурации Президента России из поля зрения пропала тема церковного обустройства страны. А меж тем, там начали происходить любопытные вещи. То ли падение уровня обеспеченности населения, то ли видение приближающегося апокалипсиса, а может просто растущие аппетиты церковной верхушки страны, в общем подвиглось наисвятейшее руководство на реформации. И с попаданием прямо в тренд, в новый курс Президента, даешь улучшение социальных условий жизни населению. Ранее, все население страны было свидетелем какого-то стахановского подхода к церковному продвижению в территории. Программа ПРОдвижения «каждому городскому кварталу по церкви, а каждой церкви по богатому меценату» спускалась в приказном и плановом порядке епископам в каждый уголок страны. Построили, а содержать не на что. Так и стоят церкви глядя через дорогу друг другу в оконца. Денежные потоки тянутся в центр, высасывая все из храмов, опирающихся на хрупкие плечи и пустые кошели прихожан. Средств на истины православные, на социальные программы для прихожан и просветительские для жителей нет. Количество храмов увеличилось, а темп роста количества верующих прихожан нет. Подстройка под Рынок и денежные отношения диктуют и свои термины. «Воцерковленный», кто это? Видимо, это человек, кто еще не верующий, но деньги уже несет, молитв не знает, но свечи и иконки покупает исправно. Когда-нибудь и людьми займемся. Задача же первой реформации, как «продвижение церкви в увеличении пунктов продажи», выполнена. Наблюдаем следующий этап административной «реформы». Стахановское плодительство епархий. Вот было в стране эн епархий. Все территории расписаны и поделены. Количество церквей огромно (прихожан не хватает), ресурсы их вычерпываются так, что не остается на духовное просветительство, не говоря уже о том, что век изменился, нужны современные подходы и формы работы, но ставится задача — увеличить прибыль. Как? Да очень просто. Далее, математикам лучше не читать, сбережете здоровье. Платила одна епархия энную сумму N в центр – хорошо, но мало. Патриархат делит ее на две части и получается две епархии. Думаете, что при сложении денежных «добровольных» отчислений от этих двух епархий в кошелек патриархии получится сумма N? Нет. Получится 2N. С одной территории теперь доход увеличился аж в два раза. Вот, произошло Чудо. Это вам не огонь из Иерусалима, это российское настоящее рукотворное прогнозируемое управляемое Чудо».
По словам священнослужителей ежемесячная сумма отчислений в Московскую патриархию с каждой епархии составляет порядка миллиона рублей. И если раньше все верующие Свердловской области отправляли дань патриарху только с одной епархии из а это был ответственен епископ Екатеринбургский и Верхотурский, то теперь в регионе четыре епархии, следовательно, ежемесячно отчисляется неплохая сумма. Правда, действующие священнослужители боятся комментировать финансовые схемы, чего не скажешь о бывших церковниках.
«Дробление епархий весьма интересная и скользкая тема. Началось это еще в далеком 2011 году. Причин, как теперь стало ясно, много. Дробление епархий умножает количество слабого, подневольного епископата, поставленного лично Гундяевым и являющимися его вассалами. Также уменьшится влиятельность крупных епископов, которые недолюбливают патриарха Кирилла и его команду. Дробление епархий позволяет еще сильнее контролировать финансы церкви п.ч. каждая епархия в конце месяца должна предоставлять отчет в Московскую Патриархию о финансах епархии и платить ежемесячный налог. Чем больше епархий, тем больше налогов. Будучи студентом Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. Кирилла и Мефодия в Москве, я был участником курсов повышения архиерейской квалификации. Мы были там вроде официантов «принеси-подай». Так вот. Норильский архиерей сильно жаловался, что даже с маленьких епархий берут налог около миллиона рублей в месяц. Потом эти данные подтвердились рассказами из других епархий. Дробление епархий позволяет контролировать финансы и «левый доход» даже самых влиятельных священников. Что касается облачений, то тут зависит от вкусов и барства архиерея. Митрополиты тратят на облачения баснословные суммы. Речь идет о цифрах превышающих 5-10 млн. рублей. Так, например, митрополиту Ханты-Мансийскому Павлу подарили панагию стоимостью несколько миллионов рублей. В самых маленьких епархиях облачение архиерея стоит от миллиона рублей. Причем это считается самый простой «бич-вариант». Вообще среди архиереев, как и крупных архимандритов, принято выделять себя чем краше, тем лучше, успешнее, эффектнее и т.п. Архиерей в «бич-облачении» обычно скромно стоит где-то вдалеке и мало интересен своим братьям-сослужителям по сану. Да, что дробление епархий это усиление власти патриарха Кирилла, личной власти патриарха», – уверен уральский экс-семинарист Виктор Норкин.
Другой экс-священник со своим коллегой не согласен. Он уверен, что дело не в финансовой составляющей, а в близости к пастве.
«Разделение епархий скорее положительный момент в церкви. Реально епархиальная власть в лице архиерея стала ближе к пастве и приходам. При разделении епархий появились новые епархиальные отделы по катехизация, миссионерству, социальному служению, взаимодействию с военными, полицией и другими структурами. Работа церкви с обществом значительно усилилась и это совершенно на пользу. То что на приходы легла какая то особенная финансовая нагрузка говорить не стоит. Те денежные средства которые раньше шли на епархиальные отделы в центр, сейчас идут в местные епархии. Содержание архиерейского дома, облачение и утварь, так же не явилось тяжелой ношой для приходов. Крикунов много, злопыхателей тоже. Являясь настоятелем прихода, разделение епархии ни каким образом не повлияло в худшую сторону на дела прихода, и ни каким финансовым бременем не легло. Как были 1000 свечей на епархию, сейчас по 300. То на то и выходит
А то что взносы в Патриархию – дак они ту сумму также поделили и все. Ты думаешь что с каждой епархии как с одной ранее? Нет, конечно. Первый же митрополит взвоет , раньше на взнос собирали с 300 приходов а сейчас со ста», – рассказал бывший иерей Екатеринбургской епархии, попросивший не называть его имени.
Облачение для архиереев: шик, блеск, красота
Рукополагая и плодя епископат РПЦ патриарх Кирилл делает «благое» и доходное дело для единственного в России завода по производству церковной утвари «Софрино». Конечно, сестры некоторых монастырей занимаются пошивом богослужебной одежды, но не в таких масштабах как главный церковный завод. И как сказал, экс-семинарист Виктор Норкин, комплект архиерейского облачения выходит порядка миллиона рублей. Одна лишь митра (архиерейская шапка, символизирующая терновый венец Христа) судя по каталогу продукции «Софрино» стоит 80 – 100 тысяч, а цены на панагии (икона с драгоценными камнями на груди у архиерея) вообще не указаны.
Кроме того, у каждого епископа должно быть минимум семь комплектов облачения: белое, желтое, зеленое, голубое, красное, черное и фиолетовое. Кроме того, в архиерейском богослужении задействованы протодиаконы и иподиаконы (скажем так обслуживающий персонал) так как владыка сам себе кадило не разожжет и не подаст. И всем им также необходимо платить зарплату.
Получается, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл может себе всю эту роскошь позволить, а вот епископу Каменскому это будет проблематично.
Молчание – высшая добродетель
Руководство РПЦ, да и действующие священнослужители не любят комментировать и рассказывать финансовых схемах. Так, например, рупор патриарха Владимир Легойда вообще не стал отвечать на вопросы корреспондента ИА TochkaNews.ru. В пресс-службе Екатеринбургской епархии на вопрос: «Дробление епархий – хорошо или плохо?» попросили официальный запрос и отделались ссылкой на видеоинтервью епископа Евгения (Кульберга). Даже действующие оппозиционеры РПЦ отказались комментировать реформы патриарха Кирилла.
Как бы то ни было, но доходы патриархии увеличились, а власть самого патриарха стала еще тверже. Вот и получается, что не «архиерейство твое да помянет Госбодь Бог», а сколько епископы денег принесут «во славу Божию».
Дмитрий Фоминцев
2 комментария
Во-первых решение об увеличении числа епархий было принято ещё на соборе 1917 года.
Во-вторых от увеличения числа епархий число приходов не увеличивается и соответственно не увеличивается сумма финансовых поступлений. Если бы вопрос стоял только в увеличении налогов, то для этого достаточно увеличить налоги и не устраивать лишних движений с разделами. Каждому новому епископа содержание надо, что не увеличивает доходов патриарх и и. тд
В-третьих не понятен разоблачительный пафос относительно назначения помощника престарелому митрополита.
Дальше и читать не стал…. Пчелы собирают нектар, а автор как муха везде ищет исключительно г….
https://21.img.avito.st/640×480/10254270721.jpg
Только вопрос.
Что если во время проповеди в золотом богатом храме вдруг войдёт Иисус Христос? В бедном облачении и простоволосый, в сандалиях… А тут Его слуги с которых золото сыплется, и рассуждают как хорошо быть бедным. Что ответил бы Патриарх на вопрос Зачем и Почему?