Оценка регулирующего воздействия – это не российская штука, пришла к нам из Европы. В Москве показалось, что пора заканчивать с историями, когда чиновники чего-то там придумали – приняли документ и спустили его в бизнес – исполняйте; далее – «какой чудак все это придумал», «сами поняли, что приняли»…
Часто адресатом этого выступали региональные власти. Любая сфера экономики регулируется через три обязательные составляющие – федеральные НПА, субъектовые НПА, муниципальные НПА. Федеральные законы рамочные – дальше, что душе угодно региону; описывают нормативные базы сферы деятельности и, вперед. Почему-то регионы в этом плане чрезмерно боязливые – именно так и формируются на системной уровне конкурентные преимущества. Привет УИРС… История ОРВ в регионе берет свое начало с 2013 года – спасибо тогдашнему руководству Минэка, сейчас вся вертикаль по экономике сменилась.
Изначально была выбрана модель ОРВ, когда бизнес и власть могли обсуждать нормы предлагаемого регулирования. Был создан правительственный орган – Координационный совет по ОРВ, в который вошли представители бизнеса; правительством было утверждено положение (распоряжение действующее на сейчас) и это все заработало – до изменений начала 2017 года – с этого времени не было ни одного заседания Совета, что вызывает, как минимум, недоумение. Создана нормативная база – это специальный закон Свердловской области и ряд других НПА, а также ведомственные приказы Минэка.
С 2017 года добавились акты муниципальных образований. В нашем регионе выбрали самую тяжелую модель участия муниципальной власти в ОРВ – абсолютно все районы Свердловской области проводят ОРВ. Мы в этом видим плохой знак и негативную преднамеренность. Не сразу профильные министерства «приняли» ОРВ. Считается, что ОРВ – это право бизнеса; категорически неправильно – это обязанность власти. Есть очень простое за ОРВ – это партнерство бизнеса и власти, где обе стороны обладают равными правами в деле формирования правил игры в экономике. Далеко не все пришли к этому — «чего вы лезете – чиновники все знают, как делать». Были министерства, которые с самого начала находятся в числе лидеров – это МинАПК, Минпром, преимущественно, стараниями Виктории Казаковой. Были, естественно, и слабые министерства – Минтранс, МУГИСО, МИР. Этот статус с первого никак не снят — это наихудшее ведомство. Нужны реальные практики, которые приносят реальные плюсы реальным предпринимателям. Можно согласиться с претензиями того же Минэка — бизнес слабо принимает участие в ОРВ. Объяснение железобетонное – на сегодня нет веры в эту практику.
Между бизнесом и властью нет доверия и это перекидывается на институт ОРВ. История прошлых отношений бизнеса и власти сильно мешает. Власть несет абсолютную ответственность. Руководящие чиновники до сих пор, некоторые из них, руководствуются простым «мое мнение и неправильное» и «лояльному бизнесу закон, остальным – ничего». Стратегия развития территории, города, далее – нормативные база, да, да, эти самые бумажки, бюрократия, как многие говорят, но это инструмент реализации стратегии; в основании – ОРВ, как инструмент формирования правил игры в экономике.
В конечном счете, ОРВ – это инструмент реализации Стратегии. Никак не самоцель, это чисто прикладной инструмент, но ключевой. Это нормативная история – тот, кто противопоставляет ОРВ т.н. общественным слушаниям или общественному обсуждению, тот вредитель и саботажник, враг государства, враг бизнеса. На кону доверие. На сейчас мы имеем, наверное, лучший институт ОРВ, «заштопанный» алгоритм – профильные министерства постоянно пытались объехать нас на кривой ноге. Построен алгоритм ОРВ, через который бизнес может отстаивать свои интересы. Есть все для успешной и эффективной совместной работы. Поэтому некоторые профильные министерства бросились уже просто открыто: не выносить на ОРВ проекты НПА; по надуманным основаниям не проводить предусмотренные алгоритмом согласительные совещания – это ключевой элемент; просто саботировать организацию проведения экспертизы действующих НПА.
Мы имеем неработающий КС по ОРВ и отсутствие контроля со стороны уполномоченного органа и постоянные предложения по сужению сферы ОРВ. Есть ощущения усталости от ОРВ, но даже запаха эффективности нет и напротив всего этого решения президента Российской Федерации, где цель – совершенствование государственного управления – приехали… И во главе губернатор Свердловской области. Несмотря на активное противодействие ряда руководящих чиновников, следует возобновить работу КС по ОРВ, упомянув его в специальном областном законе, вернуть прежнего руководителя.
Следует категорически изменить характер и масштабы проведения экспертизы действующих НПА – вернуться к прямой норме закона, сделав экспертизу такой же массовой, как и ОРВ. Начать обсуждение возможности включения в сферу применения ОРВ налоги, бюджет, тарифы. Это не запрещено федеральным законодательством – Свердловская область может стать первой в этом процессе – рано или поздно сфера ОРВ будет расширена. Следует включить губернатора Свердловской области в процесс ОРВ, минуя его прямых подчиненных – это привнесет доверие бизнеса и повысить эффективность.