«В последние 2-3 дня большая дискуссия развернулась вокруг крайне жестких слова патриарха о «несогласных», которые многих повергли в шок. После небольшой заминки церковные чиновники признали, что все эти слова действительно были сказаны, но их следует воспринимать исключительно в контексте проповеди. Мол, тогда всё встанет на свои места и шум уляжется.
Увы, на мой взгляд в контексте проповеди слова патриарха выглядят еще хуже.
Во-первых, этот «ход» — новое слово в гомилетике. Возможно, я счастливый человек, но за без малого 30 лет жизни в Церкви мне еще ни разу не приходилось слышать проповеди, которые заканчиваются угрозами. Не любовью и увещанием, а прямыми угрозами, пусть и сказанными с улыбочкой: мол, если вы со мной не согласны, то гореть вам, священники, и всем вашим семьям в огне с вашей нищенской пенсией.
Во-вторых, с канонической точки зрения это выглядит, мягко говоря, странно: патриарх угрожает священникам чужой епархии, в которой есть свой правящий епископ. Это возможно только в одном единственном случае — когда патриарх мыслит о себе как о «епископе Рима», т.е. он стоит *над* всеми прочими епископами и повелевает ими и всем духовенством. Ересь? Ох, как бы не хотелось мне об этом говорить… Но искажение церковного сознания сознания — это точно.
В-третьих, слова том, что патриарх говорит эти слова не от себя, а «от мудрости всего епископата» — это лицемерие. Хорошо известно, что патриарх невысокого мнения о епископате и не интересуется его «мудростью». Особенно это было очевидно полтора года назад, когда он в тайне от всех готовил встречу с папой Римским и на Архиерейском соборе за несколько дней до встречи даже не намекнул мудрым епископам о том, что эта встреча скоро состоится.
В четвертых, о «копеечке» для бабушки. Эти слова умилили многих. Но их тоже следует воспринимать «в контексте». Когда патриарх утопает в роскоши и поборы со священников за 6-8 лет выросли в разы (некоторые пишут мне, что в 7-8 раз), когда особым законом патриарх теперь вообще не обязан отчитываться даже перед государством о своем имуществе, не только для бабушек, но и для самих священников остается действительно уже только «копеечка».
В-пятых, о работе с молодежью. Необходимость постоянной борьбы за традиционные ценности ставит священника в жесткие идеологические рамки, а молодежи это не интересно. Говорить же про Христа, любить и проповедовать Евангелие в большинстве семинарий не учат.
Так что если патриарх действительно хочет, чтобы церкви не опустели, надо прежде всего снять идеологическое, административное и финансовое давление на священников и приходские общины. Боюсь, что нынешний патриарх не способен на это».
Источник: страница Сергея Чапнина в «Фейсбуке»
Напомним, во время проповеди патриарх Кирилл в Новороссийске заявил: «Оставьте все сомнения и строго исполняйте то, что я повелеваю. Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской Православной Церкви. Иного пути сегодня для нашей церкви нет! Кто не согласен — на пенсию!».
Это окончание проповеди в праздник Рождества Богородицы вызвало широкий общественный и церковный резонанс. Кстати, эти слова проповеди обрезаны в видеозаписи на сайте Московской Патриархии.