1 августа исполнилось 25 лет со дня основания 8 отряда специального назначения «Русь». За 25 лет 900 военнослужащих награждены госнаградами, среди них 240 орденов Мужества. Среди бойцов отряда 6 Героев России, трое из них получили высшее звание посмертно. Полковник Валерий Чумаков рассказал корреспонденту TochkaNews.ru о службе Родине, воспитании патриотизма среди подрастающего поколения и о братьях по оружию, которые собрались в минувшие выходные у «Чёрного тюльпана».
Отряд был сформирован на базе отдельного мотострелкового батальона оперативного назначения в Москве. В течение короткого времени «Русь» заняла достойное место среди своих старших братьев. За свою короткую, но яркую, историю бойцы Отряда с честью и доблестью выполняли возложенные на них задачи.
В настоящее время создана общественная организация “Братство ветеранов «Русь»”, которая занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Её участники принимают активное участие в жизни государства.
В 2014 году имя отряда «Русь» Советом ветеранов передано 35-му разведывательному отряду, который находится в Республике Крым и продолжает стоять на страже интересов Отечества.
Полковник Валерий Чумаков проходил службу в отряде специального назначения «Русь» с 1994 по 2006 год. С должности командира взвода до заместителя командира отряда по специальной подготовке. Награждён орденом Мужества, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 и 2 степеней (с изображением мечей), медалью «За отвагу», знаком «Почетный сотрудник МВД России» и многими другими медалями.
— Валерий Геннадьевич, кто приехал сегодня на встречу?
— Здесь собрались ребята с разных концов страны. Не только с Екатеринбурга и Свердловской области, но и с Москвы, с Европейской части страны, из-за Урала, с Омска, с Иркутской области. Те, кто проходил службу в отряде на протяжении его существования. Бойцы, выполнявшие служебные боевые задачи в Чеченской республике, задачи по освобождению заложников в Будённовской больнице, Кизляре, Первомайском, школе в Беслане.
Бойцы отряда проходили тщательный отбор, усиленную боевую, морально-психологическую подготовку. Благодаря этому они и сейчас востребованы как специалисты своего дела. Сегодня все собрались, чтобы отдать дань памяти нашим погибшим товарищам, таким как Михаил Валерьевич Грушев, чья фамилия здесь на этом памятнике (Чёрный тюльпан мемориал уральским воинам интернационалистам погибшим в Афганистане и воинам погибшим в Чечне), который погиб 18 августа 2000 года. Собрались чтобы вспомнить всё, что нас объединяет.
— Вы помните первую операцию отряда? Что это было за задание?
— Это было участие в освобождении Грозного от незаконных военных формирований в январе 1995 года. Первое боевое столкновение — освобождения от боевиков здания грозненского завода Оргтехники. Дальше операции шли одна за другой: участвовали в освобождении Гудермеса, Самашки, Бамута. Освобождали заложников захваченных боевиками Шамиля Басаева в Будённовске. Именно в это время закалялся характер наших ребят, преодолевались испытания и в конце концов мы стали той «Русью», которую знают и помнят в стране.
— Какой возраст был у ребят на момент боевых действий?
— 18-20 лет. Как правило в зону боевых действий тогда ещё ездили военнослужащие по призыву. Это уже во вторую кампанию стали ездить в основном по контракту. А тогда ребята, пришедшие в боевое подразделение, проходили полугодовой курс обучения в учебной группе специального назначения. Затем они приезжали в Чеченскую республику и меняли своих товарищей, у которых срок службы заканчивался. У нас был молодой отряд.
Я очень хорошо запомнил события в Будённовске. Незадолго перед штурмом больницы нас собрал командир и попросил побеседовать с нашими солдатами. Необходимо было понять какой настрой в подразделении, как готовы к предстоящей операции. Я собрал своих ребят, которые до этого, по большей части, ни в одном боевом столкновении не участвовали, только закончили учебную группу.
Сказал им, что скорее всего предстоит участвовать в освобождении заложников вместе с другими спецподразделениями и это очень трудная задача. А они говорят: товарищ старший лейтенант, мы понимаем, что трудная, но мы молодой отряд, мы должны выполнить эту задачу как можно лучше. Я удивился, ребятам 18-19 лет, а они рассуждают как зрелые люди. И действительно в тот день операция для отряда прошла успешно. У нас был только один легко раненный. Все были живы и здоровы. Я построил подразделение и смотрю, совершенно другие лица. Парни очень здорово изменились. Они стали взрослее, серьёзнее собранные и я понял, что с ними можно выполнить любую поставленную Родиной задачу.
— Армия сильно меняет людей?
Нельзя сказать, что мы переформатируем полностью человека, мы даём ему возможность раскрыть свои лучшие качества.
Если что-то было в человеке положительное, то оно имеет свойство только развиваться. Всё наносное, шелуха, какие-то дурные привычки всё слетает. Остаётся только характер, только сталь. Мы всегда готовы прийти на помощь людям, спасти, защитить, быть готовым к самопожертвованию. В истории отряда было много таких случаев. Был случай, когда боец (старший сержант Сергей Шрайнер, 21 год), видя, что нет времени на другую реакцию, накрыл собой гранату, брошенную боевиками. Спас своих товарищей. Посмертно удостоен звания Героя России. Всего за время существования отряда было 6 героев России, трое из низ посмертно. Почти 1000 были удостоено госнаград, 240 получили орден мужества. Для его получения надо совершить подвиг.
— Какую операцию Вы запомнили больше всего?
Участие в освобождении заложников Кизляра и Первомайского. В январе 1996 банда Салмана Радуева захватила людей в кизлярской больнице, отходя захватили село Первомайское. «Русь» вместе с «Витязем» и спецподразделением ФСБ участвовали в освобождении заложников. Был очень тяжелый бой. Люди наши сделали всё возможное, чтобы операция прошла успешно. К сожалению не обошлось без потерь. Олег Долгов (рядовой, 19 лет) совершив подвиг, получил звание Героя России посмертно.
Мы не выделяли особо какие-то операции. Готовились основательно к каждой, как нас учили наши командиры. Исходили из того, что противник будет серьёзный и расслабляться, пускать на самотёк нельзя, иначе это бессмысленная жертва жизнями наших товарищей. Поэтому у нас многое и получалось.
— Чем живут бойцы после расформирования отряда?
— После расформирования имя «Русь» в 2014 году было передано действующему отряду в Симферополе. Ряд наших военнослужащих продолжают службу в составе Центра специального назначения, в отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского. А те, кто сейчас на гражданке, кто служил в отряде, передают опыт и воспитывают молодое поколение.
В первую очередь работают с допризывной молодёжью, с детьми. Теми, кто сейчас нуждается в совете старших товарищей. Ребята, стоявшие сегодня в строю перед памятником, передают молодому поколению традиции любви к Родине, защиты Родины и своих близких, слабых, защиты своей страны от различных негодяев. Сегодня мы не только отдаём дань памяти нашим погибшим товарищам, но и стараемся сделать всё, чтобы сохранить память о них. Чтобы наш опыт и традиции передались молодому поколению. Для того чтобы юноши, приходя в армию, находили себе место в достойных подразделениях, в первую очередь подразделениях спецназначения. Чтобы отслужив создавали семьи и у них были дети достойные тех ребят, которые собрались здесь. Сегодня мы обязательно обсудим, что нам надо сделать, каждому из присутствующих, чтобы воспитать достойное поколение.
— Что должно лечь в основу этого воспитания?
— Надо чтобы наши дети с раннего возраста понимали, что мирная жизнь, которой мы сейчас живём, была завоёвана ценой героических усилий наших предков. Начиная с Великой Отечественной войны, продолжая ребятами, которые погибли, защищая интересы России, в Афганистане и Чечне. Ребятами которые спасали детей в бесланской школе, освобождали заложников.
Если начиная с самого раннего возраста люди будут это понимать, то мы будем получать к 18 годам нормального защитника, знающего, что он идёт защищать свою Родину, безопасность родных и близких, своей девушки. Защищать и большое, и малое. Надо работать с детьми, рассказывать, показывать, учить, приводить к мемориалу, в музеи, давать возможность общаться с бойцами. Наши ребята, которым тогда было по 18, а сейчас за 40, они ещё в активном возрасте, могут показать, научить, очень интересно рассказать как всё происходило. Стоит идти к детям.
Беседовала Екатерина Сапрыкина