«Церковницы. Христианская женственность в ХХ в.» – так называется новая выставка в уральском музее святости. Причем истории верующих женщин основаны доказаны официальными документами судебно-следственных дел.
«На выставке представлена галерея из десяти портретов-историй женщин-христианок, живших и творивших в условиях крайнего напряжения веры, а также экспонаты, помогающие нам увидеть реальность их жизни. Первая половина экспозиции посвящена православным женщинам, вынужденным бороться за свою веру в ситуации агрессивного антихристианского тоталитаризма. Противостояние как коммунизму, так и нацизму, борьба за человеческое достоинство, как правило, заканчивалась для них трагически. Почти все истории из этой части проекта основаны на исследовании судебно-следственных дел из ГААОСО, ПермГАНИ и ГАЧО», – рассказали организаторы выставки.
Например, история Анастасии Золотуриной (1893 — год ареста 1933). Скромная учительница музыки из г. Шадринска смогла наладить целую волонтерскую сеть для оказания помощи репрессированным священнослужителям и их семьям. Была репрессирована, пропала в лагерях. В следственном деле остались удивительные по красоте и достоинству ее свидетельства.
В музее вспомнили и Анисью Лыжину (1885 — год ареста 1930). История борьбы верующих женщин против закрытия храма в п. Егоршино под предводительством монахини Анисьи Лыжиной. Смелые и пламенные простые уральские бабы до того напугали местное начальство, что были вызваны военные для помощи советским работникам. Репрессирована. Пропала в лагерях.
«ХХ век выбил почву из-под традиционного общества. Жизнь женщин резко поменялась. Аристократок или вырезали, или выслали вместе с аристократическими традициями и культурой. Среды, воспитывающей декабристок, не осталось. Вслед за этим в лагерях сгноили русское крестьянство, вместе с ним погибла среда, питавшая «женщин из русских селений». Советский феминизм редуцировал любую гендерность до «совка». Описанный в классической русской литературе идеал русской женщины безвозвратно исчез. Но, смею предположить, вместе с резко меняющейся в новых условиях Церковью появился и невиданный ранее на Руси образ церковниц, новый тип женственности, рожденный из нового религиозного опыта. Круг хоть и небольшой, но не единицы. Просто мы мало, что об этом знаем. Чтобы знали и интересовались больше, для этого и нужны выставки. Так родились «Церковницы». За ними стоят пять лет архивной работы и двадцать пять лет церковной жизни», – уточнила автор проекта Оксана Иванова.